Подкрышник, или утеплительная надставка представляет отдельную раму из четырех стенок.
Она надставляется поверх корпуса или магазина для лучшего утепления в холодное время и защиты гнезда от охлаждения при осмотре семьи пчёл.
Рис.1. Подкрышник в собранном виде.
11 — передняя и задняя стенки.
12 — боковые стенки.
Уложенная внутрь подкрышника подушка утепляет улей. При кочёвке в летнее время подкрышник покрывают сверху сеткой, и пчёлы вышедшие из гнезда под неё, в пути не задыхаются.
Обработка и сборка подкрышника улья
Стенки подкрышника изготавливают из четырёх заготовок № — 11 одного размера: длина 552 мм, ширина 105 мм, толщина 25 мм.
Заготовки обстрагивают и торцуют до требуемых размеров: длина 532 мм, ширина 100 мм, толщина 20 мм.
Стенки подкрышника вяжут в прямые шипы; длина, ширина и высота 20 мм. (рис. 1).
Разметка шипов
Разметка шипов производится обычно при помощи руйсмуса и угольника. Для ускорения разметки и большей точности разметку прямых шипов, можно сделать рейсмусом — гребёнкой, сделать которую может каждый столяр по рисунку 2.
Рис.2. Разметка прямых шипов гребёночным рейсмусом.
а — выполненная разметка на стенке подкрышника.
б — рейсмус, гребёнка для разметки прямых шипов.
Как разметку, так и запиливание шипов производят в спаренных заготовках, скреплённых временно гвоздями.
Запиливание шипов производятся так, чтобы следы рисок шипа оставались заметными. Проушины шипов выдалбливают долотом или стамеской, шириной 16–18 мм. Окончательную сборку подкрышника производят на казеиновом клею.
После просушки склеенных подкрышников, для большей прочности, шипы скрепляют деревянными шпильками (нагелями) длиной в 40 мм и диаметром в 5 мм.
Для шпилек в середине шипа на каждом углу просверливают дрелью, или буравчиком отверстия длиной в 45 мм, диаметром чуть меньше 5 мм, чтобы нагели имели плотную посадку. Перед забивкой нагели смазывают клеем.