Двустенный 12-рамочный улей Дадана-блатта

Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 

Улей в собранном виде

На рисунке 70 изображен внешний вид двустенного улья.
Улей состоит из следующих частей.

Pиc. 70. Двустенный 12-рамочный улей Дадана-Блатта; общий вид двустенного улья.


Рис. 70а. Двустенный 12-рамочный улен Дадана-Блатта: слева—поперечный разрез; справа — продоль­ный разрез.

в корпусе помещается 12 гнездовых рамок и две диафрагмы размерами, как и в одностенном улье Дадана-Блатта.

  1. Корпус с двойными утеплёнными стенками, с глу­хим (прибитым) дном,
  2. Магазин, вмещающий 12 полурамок размером, как и для одностенного улья Дадана-Блатта.
  3. Потолочные дощечки. Они ставятся над рамками корпуса или магазина, в зависимости от того, помещают­ся пчёлы только в гнезде или же работают с надставленным магазином.
  4. Крыша двускатная.

Конструктивно от одностенного улья, двустенный улей Дадана-Блатта отличается:

а) корпусом,

б) другими размерами заготовок магазина,

в) конструкцией крыши.

Поэтому при описании изготовления улья рассмотрены только постройка корпуса и крыши.

Размеры деталей, количество пиломатериалов и ассортимент гвоздей, тре­бующихся для изготовления двустенного улья, указаны в таблицах 6—9.

Изготовление частей улья

Корпус

Порядок обработки. Обработка и сборка корпуса сла­гается из восьми операций:

1) обработка деталей внут­ренних стенок корпуса и сборка;

2) обработка и крепление нижнего легкового бруска;

3) обработка и крепление верхнего легкового бруска;

4) обработка и крепление деталей дна;

5) обработка и крепление вертикальных угло­вых брусков;

6) обработка и крепление наружной об­шивки;

7) обработка верхних укупорочных брусков и крепление их;

8) заполнение промежутков между стенка­ми утепляющими материалами.

Детали внутренних стенок корпуса.

Заготовка щитков

 

Внутренние стенки корпуса имеют в чистоте ширину в 340 мм. Цельные доски такой ширины встречаются редко. Поэтому внутренние стенки изготов­ляются в виде щитка, сколоченного из нескольких за­готовок. Количество отдельных заготовок в щитке не ограничивается к зависит от имеющегося ассортимента пиломатериалов,
Передние и задние внутренние стенки составлены из двух досок одинаковой ширины, а боковые из трёх: средней широкой и двух крайних узких.

Для изготовления стенок идут заготовки № 4, 5 и 5а (табл. 6).

Делать все четыре стенки из досок одинаковой ширины нельзя, так как в этом случае получится совпадение швов досок передней и задней стенок; связать прочно такие стенки будет невозможно. Поэтому две заготовки для боковых стенок следует распилить вдоль пополам и составить щитки боковых стенок из трёх элементов: одно­го среднего нормальной ширины и двух наружных — узких.

Фуговка заготовок

 

Для соединения отдельных загото­вок в щитки, в каждой заготовке выстрагиваются пол линейку одна широкая сторона и одна продольная кромка. В широкой доске для боковой стенки фугуют под угольник обе продольные кромки, так как она встав­ляется в середину щитка.

Склеивание щитков

 

Для склейки фугованные кромки заготовок смазывают горячим столярным или водоупор­ным казеиновым клеем. Смазанные клеем кромки прити­рают друг к другу, заготовки укладывают в зажимы или наймы фугованными сторонами вниз; затем щитки сжи­мают клиньями.

Сушка. Для просушки щитки в ваймах устанавливают в тёплом, сухом помещении.

Обработка щитков

 

Строганная сторона каждого щитка подравнивается фуганком и проверяется линейкой. Одна продольная кромка щитка фугуется под угольник, и за­тем под рейсмус выстрагиваются другая сторона и про­дольная кромка.
Выстроганные щитки размечают и оторцовывают тем же способом, как это выполнялось при изготовлении ма­газинных заготовок одностенного улья.

В сторцованных щитках выбираются со стороны фуго­ванной плоскости у фугованной продольной кромки рамочные фальцы глубиной 20 мм и шириной 11 мм-В готовом виде щитки должны иметь в чистоте тол­щину 25, ширину 340 мм, длину; передняя и задняя стенки — 580 мм, боковые—472 мм.

Отборка верхнего летка

 

В передней стенке выдалб­ливается долотом верхний леток длиной в 100, высотой в 10 мм на расстоянии в 60 мм от верхней кромки или в 40 ми от рамочного фальца, как показано на рисунке 71.

Для летка сначала можно просверлить коловоротом ряд дыр перкой диаметром в 8—7 мм, потом просверлен­ные отверстия прочистить острой широкой стамеской.

Отборка пазов

Щитки передней и задней стенок внут­ренней части корпуса (рис. 71) длиннее боковых стенок.

Рис 71. Гнездо в собранном виде с отобранным верхним летком.

Гребни рамочных фальцев на выступающих концах передней и задней стенок спилены.

После сборки они образуют выступы по 40 мм с каждой стороны. К выступам прикрепляется боковая наружная обшивка. Для прочного скрепления передней и задней внутренних стенок с боковыми, в них выбирают пазы (рис 71).

Ширина пазов — 25 мм, глубина — 11 мм.

Разметочные линии пазов на передней и задней стенках прочерчиваются рейсмусом в два приёма. Сначала уста­навливают рейсмус на ширину в 40 мм для прочерчивания наружных рисок пазов. Переставив рейсмус на ширину в 65 мм, проводят внутренние риски пазов. Расстояние между внутренними рисками должно быть 450 мм.

пропил паза производят по обеим наружным и внут­ренним пазовым рискам наградкой на глубину в 11 мм (глубина рамочного фальца) или до соответствующих меток на нижней продольной кромке.

Отборка пазов после пропила производится зензубелем с косым лезвием или грунтубелем.

Сборка внутренних стенок корпуса

 

Щитки внутренних стенок корпуса собирают по примеру сборки магазинных стенок (рис. 71). Для предупреждения перекоса, при скреплении щитков гвоздями пользуются тем же лека-

Рис 72. Приспособление для за­чистки торцов в брусках.

лом-крестовиной, которым пользовались при сборке ма­газина, так как их внутренние размеры одинаковы. Гребни рамочных фальцев в выступающих концах перед­ней и задней стенок спиливаются до основания фальца. На зачищенные выступы стенок укладывают укупороч­ные бруски.

Нижний летковый брусок

 

Нижний летковый брусок изготовляется из заготовки № 12, длиной в 600, толщи­ной и шириной в 45 мм (табл 6).

Оторцовывание

 

Выстроганный в размер брусок оторцовывается до требуемой длины.
Торцевание кромок в брусках с небольшой площадью сечения затруднительно. При торцевании, для предупреж­дения сколов на бруске, к тыловой кромке его приклады­вают отрезок доски одинаковой толщины с фугованными кромками. Плоскости торцовых кромок бруска и доски должны быть на одном уровне. В таком положении бру­сок и доску зажимают в верстак и зачищают двойным рубанком обе кромки совместно. Для зачистки торцов в брусках с малым сечением весьма удобно пользоваться специальным приспособлением, показанным на ри­сунке 72.

Брусок прикрепляют к передней стенке гвоздями длиной в 50—60 мм; гвозди предварительно вбивают в вы­ступы передней стенки или в самую стенку с внутренней стороны гнезда на расстоянии в 30 мм от нижней кромки на толщину стенки (рис 73).

Выпиливание нижнего летка

 

Прикрепив брусок к гнез­ду, выпиливают в нем и в стенке гнезда просвет нижнего летка высотой в 20, длиной в ширину гнезда — в 450 мм (рис 74).

Рис. 73. крепление нижнего легкового бруска.

Для этого прочерчивают рейсмусом продольные разме­точные линии на внутренней стороне передней стенки и наружной стенки бруска на расстоянии в 20 мм от ниж­них кромок. На расстоянии 65 м от торцовых граней пе­редней стенки причерчивают под угольник поперечные риски, боковые границы нижнего летка, заподлицо с внут­ренними нижними кромками боковых стенок.

По намеченным рискам у самых боковых стенок про­изводят поперечные пропилы на глубину в 20 мм (до продольных рисок) и между ними делают также два поперечных пропила на глубину в 20 мм (до рисок) на расстояний в мм один от другого. Древесину из промежутка между последними пропилами удаляют до рисок стамеской, В сделанный просвет вводят полотно пилы и производят пропилы вдоль разметочных линий. Пропилы делают до боковых стенок, не допуская искрив­лений или запилов. Выпиленная древесина отпадает сама собой.

Рис 74. Разметка и выпиливание нижнего летка и креплеиие верхнего леткового бруска.

Шероховатую поверхность пропила в просвете надо зачистить острой, широкой стамеской.

Летковые задвижки

 

Нижний леток улья прикрывают летковыми задвижками. Это — планки в чистоте длиной в 310, шириной в 29, толщиной в 9 мм. На каждый улей требуется две задвижки. Вставляются они в паз, образо­ванный нижним летковым бруском и нижней кромкой на­ружной обшивки.
Летковые задвижки можно изготовлять из неполно­ценного пиломатериала или из отходов.

Верхний летковый брусок

Размеры

Брусок верхнего летка вкладывают в проме­жуток между внутренней стенкой корпуса и его наруж­ной обшивкой. Утепляющий материал, вложенный между внутренней стенкой и обшивкой, располагают кругом лет­кового бруска. Ширина бруска (40 мм) равна величине промежутка между стенкой и обшивкой. Толщина бруска 30, длина 150 мм. Особой точности в соблюдении указан­ных размеров по длине и толщине не требуется.

Разметка и обработка

Летковый брусок изготовляется из отрезка длиной в 180 мм (заготовка № 13) (табл. 6)
Брусок выстрагивают с двух сторон под линейку и угольник, а затем в шаблоне выстрагивают кромку до ширины в 40 мм.
В выструганном бруске производят разметку летка размером 100 х 10 мм и по меткам выдалбливают леток.

Крепление бруска

Брусок верхнего летка прикрепляет­ся к передней стенке корпуса так же, как и нижний лет­ковый брусок, гвоздями длиной в 60, толщиной в 2—-3 мм.

Детали дна

Доски дна изготовляют из заготовки № 6 (табл. 61 толщиной в 50, шириной в 170, длиной в 600 мм. Ширина щитка дна равна 640 мм, поэтому для его изготовления при ширине заготовки в 170 мм потребуется четыре доски.

Обработка настила дна

 

Заготовки дна выстругивают до толщины в 45 мм. Они соединяются одна с другой в шпунт и рейку, чтобы при усушке не образовалось между ними сквозных щелей. Шпунты выбираются глубиной я шириной 10х 10 мм.

Выступающая наружу на 60 мм передняя часть настила дна, служащая для прилётной доски, сострагивается до толщины в 35 мм. Скос служит для стекания дождевой воды.

Верхние легковые бруски можно изготовить из отходов, какие неизбежно будут при выработке ульев. При навыке в ра­боте летковые бруски можно выстрагивать только с двух сторон (две продольных кромки) до требуемой ширины в 40 мм, поверх­ность же широких сторон и торцовых кромок можно не обра­батывать,

Шпунтовые рейки

В шпунты досок дна при сборке вставляют шпунтовые рейки-планки. Размер их соответ­ствует размерам шпунтов: толщина 10, ширина 20, длина 600 мм. На одно дно требуется три рейки. Вне оторцо­ванном виде они изготовляются из отрезка доски длиной в 600, толщиной в 25 мм (заготовка № 7) (табл. 6).

Крепление дна к корпусу

Доски дна прикрепляют к нижним продольным кромкам задней и боковых стенок корпуса (рис. 6).

Угловые бруски

Вертикальные угловые бруски устанавливают на углах между внутренними и наружными стенками кор­пуса. Они служат для прикрепления обшивки корпуса к внутренней части гнезда (рис. 7).

Обработка

Угловые бруски изготовляют из заготовок доски шириной в 95, толщиной в 25, длиной в 455 мм для задних брусков и в 415 мм для передних (детали № 10 и 11) (табл. 6).
Заготовки досок (№ 16, табл. 7) выстрагивают с трёх сторон, торцуют, распиливают вдоль на два бруска; продольные кромки брусков строгают по шаблону или под рейсмус на ширину в 40 мм.

Обшивка улья

Обработка, обшивка боковых стенок изготовляется из восьми отрезков досок длиной в 600, шириной в 130, тол­щиной в 25 мм.

Обшивка задней и передней стенок изготовляется из семи отрезков такой же толщины и ширины дли­ною в 640 мм и одного отрезка планки шириной в 87, толщиною в 25, длиной в 640 мм (заготовки № 8, 9, 9а) (табл. 6). Все отрезки выстрагивают, с четырёх сторон до толщины в 20 мм и ширины доски в 127,5, планка — в 82,5 мм.

Доски обшивки соединяют между собой взакрой, что­бы дождевая вода не попадала в утеплительный мате­риал. Для этого соединения в продольных кромках об­шивки выбирают фальцы глубиной и шириной в 10 мм; нижний — с внутренней стороны, а верхний — с наруж­ной (рис. 77, а). В узкой плашке обшивки передней стенки, устанавливаемой у летка, фальц выбирают и в нижней

Риc 75, а, б. Крепление пола к корпусу;

  • а — крепление первой задней доски;
  • б—собранный пол, зажа­тый в вайму;
  • в—корпус с прикреплённым и оторцованным дном.
При креплении первой доски сначала проверяют при помощи лекала-крестовины, нет ли перекоса корпуса. Крестовину остав­ляют внутри корпуса до окончания крепления всех деталей дна.
Сначала прикрепляют гвоздями (длиной в 80—90, толщиной в 3—4 мм) доску пола у задней стенки гнезда. Наружная про-

Рис 75, в. Крепление пола к корпусу;

дольная кромка её (без шпунта) должна выступать снаружи на 40 мм, а торцовые кромки равномерно свешиваться по обеим сторонам боковых стенок. Вторую доску настила прикладывают вплотную к первой, вложив в шпунт рейку, смазанную клеем. Третью н четвёртую доски последовательно прикладывают вплот­ную ко второй и третьей; между ними также укладывают рейки, смазываемые клеем (рис. 75, б).
Торцовые кромки всех досок дна подравнивают с кромками прикреплённой детали. Затем накладывают зажим (вайму), сжимают клином и в таком положении прибивают все доски дна гвоздями к кромкам боковых стенок.
Выступающие торцы досок дна отпиливают, чтобы они были заподлицо с торцами выступающих досок передней и задней сте­нок (рис. 75, б). Для этого по наружной стороне дна прочерчивают­ся метки при помощи двух линеек, приложенных к кромкам стенок. Опиленную поверхность зачищают двойным рубанком под угольник до полного совпадения плоскостей кромок дна и стенок.

кромке с внутренней стороны высотой в 30 мм. Вместе с нижним летковым бруском этот фальц образует паз для летковых задвижек. В средней части фальца выпили­вается просвет нижнего летка высотой в 20 мм и длиной в 450 мм.

Крепление обшивки

Крепление обшивки производится сначала па боковых стенках, а затем на задней и передней (рис 77, б),

Рис 76. Крепление вертикальных угловых брусков и бобышек.

Крепление брусков

Бруски прикрепляются к выступам перед­ней и задней стенок гнезда гвоздями длиной в 60, толщиной в 2—3 ми.
Гвозди вбивают предварительно в выступы стенок со стороны, смежной с боковой стенкой, от торцовых кромок на расстоянии в 10 мм в от продольных кромок на расстоянии в 40 мм.

Задние бруски упираются в дно, а передние — в нижний лет­ковый брусок. Продольной кромкой прикладывают каждый брусок вплотную к выступающему концу передней (или задней) стенки и подравнивают широкие плоскости брусков заподлицо с торцовыми кромками передней или задней стенок,
Установив и подравняв указанным способом брусок, вбивают в продольную кромку его гвозди на полную длину.

Крепление бобышек

К вертикальным угловым брускам с внут­ренней стороны прикрепляют четыре штуки бобышек (по одной штуке на каждый брусок). Бобышки служат опорой для верхних укупорочных брусков.
Бобышки изготовляют из отходов и прикрепляют к угловым брускам так, чтобы верхние кромки бобышек были на 20 мм ниже вepxниx кромок стенок гнезда.
Размеры бобышек: длина и ширина 30 — 40 мм, толщина 10 — 20 мм.

Верхние укупорочные бруски

Промежутки между внутренними стенками гнезда и наружной обшивкой после заполнения утеплительным материалом прикрывают верхними укупорочными брусками.

Обработка и крепление

Передний и задний укупорочные бруски изготовляют из заготовки № 14 а боковые— из заготовки № 15 (табл. 6).
Обработка укупорочных брусков производится так же, как обрабатывались вертикальные угловые бруски.
Боковые укупорочные бруски укладывают на выступы передней и задней стенок, а передний и задний — на опорные бобышки, укреплённые на вертикальных брусках (рис. 78).

Заполнение утеплительным материалом

Для утепления ульев лучшим материалом считаются сухие льняные и конопляные очёсы. При отсутствии очёсов, для утепления могут быть использованы: сухая древесная стружка с хвоей, хорошо высушенный мох, мелко нарезанная солома и т. п.

Утеплительный материал укладывают в промежутки стенок улья равномерно и затем слегка утрамбовывают. Особенно тщательно заполняют углы и пространство под верхним летковым бруском. Уложенный материал сверху прижимают укупорочными брусками. Бруски слегка при­крепляют гвоздями, чтобы без особых усилий можно было снять их, если потребуется проверить или сменить утепление.

Крыша улья

 

Устройство крыши. Крыша улья — двускатная, с кру­тым уклоном, около 23—30°, состоит из:

1) подкрышника .

2) тесовой кровли.

Изготовление крыши проходит четыре стадии:

1) обра­ботка деталей фронтона;

2) обработка обвязки подкрышника;

3) обработка деталей кровли;

4) сборка крыши

Фронтон

 

Фронтон изготовляется из двух отрезков доски шири­ной в 135, толщиной в 25 мм. Длина нижнего отрезка 684, верхнего 445 мм (заготовки № 3 и 3а) (табл 6).

Рис. 77, а. Обшивка стенок корпуса; а —обшивка боковых стенок.

Порядок крепления

Верхние доски обшивки крепятся гвоздями длиной в 40, толщиной в 1,6—2 мм, а остальные гвоздями длиной в 50—60, толщиной в 2—2,6 мм. На каждой стороне нижняя доска обшивки прибивается первой. Обшивка боковых стенок накладывают на торцовые кромки дна и стенок за под лицо с плоскостью дна, чтобы торцовые кромки выступали за вертикальные бруски равномерно по обеим сторонам; торцо­вые кромки боковой обшивки опиливаются. Пропил производят вдоль наружной разметочной линии и продольной плоскости смежного вертикального бруска, не касаясь пилой кромок брусков, пропил зачищают двойным рубанком заподлицо с продольной кромкой смежного бруска.


Оба отрезка выстругивают с двух сторон под линейку и угольник и соединяют шкантами (рис 79). Шканты — деревянные брусочки длиной в 80—100 мм, круглой или шестигранной формы. Они должны плотно входить в гнёзда, высверленные в кромках соединяемых деталей.

Рис 77. (продолжение):

б —крепление обшивки задней и передней стенок, опиловка обшивки и выдалбливание верхнего летка. Верхний леток, в обшивке передней стенки, на расстоянии 250 мм от нижней кромки и 260 мм от торцовых концов, выдалбливается верхний леток.
Для точного обозначения места расположения верхнего летка просверливают коловоротом в передней обшивке две крайних дыры.
Сверление проводят с внутренней стороны гнезда через выдолбленные в передней стенке и бруске летковые просветы. После этого промежуток между дырами выбирают узкой стамеской.

Разметка фронтонов производится совместно, в спа­ренном виде (рис. 80).
Щитки фронтонов попарно накладывают друг на друга фугованными сторонами наружу, выравнивают фугованные кромки щитков, чтобы они совпадали. После этого щитки скрепляют двумя гвоздями длиной в 40, толщиной в 1,5—2,5 мм и делают разметку.

Обрезка фронтонов по контуру

После разметки щиток фронтона отпиливают и зачищают до крайних граничных линий, чтобы следы их остались заметными. Затем де­лают пропилы:

1) по нижним линиям ската до первой линии уступа;

2) по линии уступа под прямым углом к линии ската. По удалении отпиленной части образуется скат с уступом для нижних деталей кровли.

Рис 78. Корпус в готовом виде после установки укупорочных брусков.

Следующие пропилы делают:

1) по средним линиям ската и вторым средним линиям уступов;

2) по верхним линиям ската через вершину фронтона до верхней кромки щитка (рис. 80).

Разметка и отборка четвертей. Фронтоны и обвязка под­крышника связываются в углах в четверть (рис 81).

Вентиляционные отверстия. Во фронтонах по средней линии просверливают вентиляционные отверстия диаметром в 30 мм.
Отверстия зарешечивают металлической сеткой и ячей­ками длиной и шириной не более 3 мм.

Обвязка подкрышника

Конструкция и размеры

Фронтоны крыши скрепляют двумя обвязочными планками, образуя подкрышник.

Рис 79. Разметка п сплачивание заготовок для фронтона крыши на шкантах.

Разметка заготовок

Центры высверливаемых гнёзд для шкантов должны быть расположены в соединяемых деталях друг против друга (по разметке). Рейсмусом, установленным на 10 мм, прочерчивают на фугованных кромках продольную линию. Измерив длину на каждом отрезке, отмечают середину и про­черчивают через неё под угольник средние поперечные линии. Затем складывают заготовки попарно по средней линии. От средней линии откладывают примерно по 150 ми в каждую сторону и прочерчивают под угольник на этих расстояниях по­перечные линии на обеих спаренных деталях. По отметкам высверливают в кромках отрезков гнезда для шкантов диамет­ром в 6 мм, нa глубину в 50 мм в каждой детали.
 
Обработка. Шканты изготовляются из отходов; они выкалы­ваются в виде брусочков квадратного сечения, 5х5 мм длиной в 95 мм.
Доски щитка выстрагивают с одной стороны и сплачивают на шкантах с постановкой их на клею. Строганная сторона щитка после сплочения фугуется вновь; по ней выстрагивают под угольник и рейсмус одну продольную кромку и вторую сторону щитка. Другая продольная кромка не обрабатывается.

Материал и обработка

Обвязку изготовляют из отрез­ка доски шириной в 165, толщиной в 25 и длиной в 664 мм (заготовка № 2) (табл. 6).
Отрезок распиливают в необработанном виде вдоль, по­полам, на две планки. Планки выстрагивают под уголь­ник и рейсмус с трёх сторон: две плоскости и одну про­дольную кромку. Другая продольная кромка застрагивается после сборки подкрышника по месту под угол ската.
После строгания планки оторцовывают до длины в 644 мм. Торцы в планках зачищают так же, как и в вертикальных угловых брусках.


Рис 80. Разметка обработанных щитков фронтонов.

Разметка щитков.

Строганные продольные кромки фугуют под угольник для исправления возможных перекосов и уклонов и производят разметку щитков. Для этого:

1) отмечают середину длины щитка;

2) прочерчивают под угольник средние попереч­ные линии на обеих сторонах и продольных кромках;

3) отмечают длину фронтона 664 мм.

4) размечают линии ската и уступов фронтонов.

Для разметки ската и уступов откладывают от средней линии в обе стороны по длине щитка 332 мм, прочерчивают под угольник на обоих концах щитка поперечные линии (границы длины фронтона в чистоте). Пограничным линиям откладывают от нижней кромки 70, а по средней 214 мм (70 мм и 144 мм).

Через отмеченную точку на средней линии и точки на граничных линиях прочерчивают нижние линии ската. От нижних линий ската откладывают по средней и граничным линиям вверх по 22 мм и прочерчивают вторую (среднюю) линию ската. От сред­ней линии откладывают вновь по 22 мм и прочерчивают верх­нюю линию ската.

От точки пересечения средней (вертикальной) линии щитка фронтона и верхней линии ската откладывают по верхним линиям на обеих сторонах щитка по 123 мм. От точек пересе­чении нижних линий ската с крайними граничными линиями откладывают по нижним линиям 132 и 123 мм. Через отмеченные точки на верхних и нижних линиях ската проводят линии усту­пов, перпендикулярные к линиям ската (под прямым углом).
Разметку линий ската и уступов производят на обеих сторонах щитка.

Разметка по шаблону


При изготовлении партии ульев решетку щитков фронтона целесообразно производить по шаблону или по готовому уже фронтону. Наложив шаблон на щиток, очерчивают по нему контур фронтона карандашом.

Детали кровли

Кровля крыши — тесовая; на каждом скате по три доски, наложенных в разбежку; верхняя прикрывает нижнюю на 37 мм.

Рис 81. Фронтоны, обрезанные по контуру разметки, с отобранными четвертями.

Обработка

Детали кровли изготовляют из заготовок длиной в 760, толщиной в 25, шириной в 165 и 195 мм (заготовки № 1, 1а) (табл. 9).
Заготовки выстругивают с четырёх сторон до точной толщины и ширины. Обрезка и зачистка торцов делается после сборки крыши.

Сборка крышы

Сборка подкрышника. Крыша состоит из подкрышника и кровли. Сначала собирают подкрышник.
Перед сборкой спаренный комплект обработанных фронтонов разделяется. Обвязочные планки вставляют в четверти фронтонов и прибивают гвоздями длиной в 50—60, толщиной в 2—2,6 мм не на полную длину.

Собранный подкрышник устанавливают на готовый корпус улья с проверенными углами. Между обшивкой и подкрышником должен получиться равномерный зазор. Если зазор будет неравномерным, это означает, что подкрышник перекошен. Его надо исправить, нажав с угла на угол, снова проверить по корпусу и после этого окон­чательно забить гвозди.

Сборка кровли

Доски кровли прибивают к подкрышнику гвоздями, не снимая его с улья (рис. 82). Для поддержки подкрышника, снаружи боковых стенок улья на-

Pиc 82. Крыша в собранном виде.

Порядок сборки крыши

Сначала собирают обвязку крыши, т.е. фронтоны и боковые планки. После этого накладывают доски кровли на нижний скат фронтонов вплотную к уступу, что бы торцо­вые концы кровли выступали по обеим сторонам подкрышника равномерно. Наложенные доски прибивают гвоздями длинною в 50—60, толщиной в 2—2,6 мм в кромки нижнего ската подкрышника. Вторую доску накладывают на средний скат и кренят, как и нижнюю. Третью доску наклaдывaют на верхний скат и при­крепляют так же, как и предыдущие доски. Выступающую продольную кромку верхней (третьей; доски сострагивают под угол ската, чтобы состроганная кромка совпала с плоскостью ската.
Укрепив кровлю на одной стороне крыши, в том же поряд­ке прикрепляют доски на другой стороне, широкая (коньковая) доска кровли прибивается последней. Её укладывают и прикреп­ляют на кромки верхних скатов фронтонов и продольную кромку доски смежного ската, состроганную на ус.
В собранной крыше подравнивают торцовые кромки досок. Для этого по наружным плоскостям кровли вдоль обеих кромок прочерчивают разметочные линии на расстоянии 38 мм от фронтонов. По этим линиям отпиливают излишне выступающие концы кромок.

бивают две планки на высоте в 40—50 мм от верхней кромки.

Заслонки.

Вентиляционные отверстия на фронтонах крыши с наружной стороны прикрывают заслонками. Изготовляют их из отходов, В чистоте толщина заслонки должна быть не менее 10 мм, а длина и ширина таковы, чтобы плоскостью прикрыть вентиляционные отверстия; длина их примерно 70, ширина 50 мм.

Добавить комментарий



Обновить

In support of the beekeeperВ помощь
пчеловоду

Подробнее

Law on apiculture
Закон
о пчеловодстве

Подробнее

forum-pchelovodstvo
Форум
пчеловодство

Подробнее

Business
Пчеловодство
хороший доход

Подробнее

интересное в сети: